массажный центр - вся актуальная информация

ДЗЮТТЕ - СИЛА ДЕСЯТИ РУК

 (голосов: 0)

 Если требуется выбрать вид оружия, который ассоциируется с воинским сословием в средневековой Японии, это, безусловно, меч. Для понятий «закон» и «порядок» есть не менее однозначный символ - дзютте. Название дзютте записывается двумя иероглифами, первый из которых означает «десять», а второй«рука». Согласно наиболее распространенной трактовке названия, дзютте наделяет своего владельца «силой десяти рук».

Есть другая версия появления названия этого оружия. Большинство ранних конструкций дзютте имели не один, а два крюка, что придавало им крестообразный вид. Иероглиф «дзю», обозначающий число десять, тоже имеет вид креста. Таким образом, название дзютте можно трактовать и как «оружие в форме десятки», то есть крестообразное оружие. Хотя, конечно, «сила десяти рук» звучит гораздо лучше.

Основными частями дзютте являются: босин (круглый или граненый стержень с тупым концом), каги (крюк возле рукояти), цука (рукоять) и кан (кольцо в навершии рукояти).

Величайшим мастером работы с дзютте считается Мунисай, отец знаменитого Миямото Мусаси. Фамильная школа фехтования, разработанная отцом Мунисая, состояла в совместном использовании меча, удерживаемого в правой руке, и дзютте —в левой. Пользуясь этой техникой, Мунисай одержал победу над известным фехтовальщиком Йосиока. Сёгун Асикага, наблюдавший за поединком, был так восхищен мастерством Мунисая, что присвоил ему титул «Лучший в Японии».

ДЗЮТТЕ - СИЛА ДЕСЯТИ РУК

Первоначально дзютте представлял собой боевое оружие ударно - дробящего действия. В XV —XVI веках в ходу были так называемые учихараи дзютте (дзютте для ударов и блоков), которые достигали в длину метра и более и преимущественно использовались всадниками. XVI век охарактеризовался появлением нескольких специализированных разновидностей дзютте. К этому периоду относятся, например, изогнутая металлическая дубинка кобуто - вари («сокрушитель доспехов») и марохоси (своеобразный аналог европейской даги). В XVII веке дзютте из оружия эволюционировал в спецсредство, применявшееся полицией для задержания преступников.

Согласно ряду исследований, в период Эдо (1600 - 1868) существовало более двухсот разновидностей дзютте, различавшихся размерами, формой и пропорциями элементов, а также использованными материалами и отделкой.

Если говорить о размерах, то все многообразие дзютте того времени можно разделить на две категории: короткие дзютте (от 25 до 28 см) и длинные (от 70 до 90 см). Короткий дзютте называли футокоро дзютте или коси дзютте, так как размеры делали возможным его скрытное ношение за отворотом кимоно (футокоро) или за поясом в районе поясницы (коси). При этом крюк каги, зацепленный за одежду, играл ту же роль, что и клипса на современных складных ножах. Высокопоставленные полицейские чины носили свои дзютте в шелковых чехлах или даже ножнах на манер мечей. Длинные дзютте назывались сентойо - дзютте, то есть боевые дзютте. Их использовали при проведении крупномасштабных облав, а также для задержания особо опасных вооруженных преступников.

В 1736 году был введен стандартный полицейский дзютте —дзосан дзютте, длиной около 36см. Уходя с работы, полицейские низших рангов, согласно установленным правилам, должны были сдать свои дзосан

дзютте. Поэтому большинство сотрудников полиции покупали себе личные дзютте, которые они скрытно носили вне службы.

Традиционно стержень дзютте ковался из металла, а крюк вставлялся в отверстие и расклепывался. Исключение иногда составляли наиболее крупные образцы. На тонкий металлический стержень монтировалась рукоять. Свободную часть стрежня обхватывали деревянными накладками, поверх которых надевались скрепляющие металлические кольца. Полученная конструкция была значительно легче цельнометаллической такого же размера и практически не уступала ей в надежности.

Рукоять дзютте могла быть просто продолжением стержня и иметь гладкую поверхность. Однако для того, чтобы сделать удержание более надежным, ее обычно обертывали шнуром или кожей ската. Встречаются также дзютте с деревянными накладками на рукояти. Высокопоставленные полицейские иногда заказывали себе дзютте с цубой и рукоятью на манер меча.

Для полицейских дзютте характерно особое шарнирное крепление навершия с кольцом, которое позволяет ему свободно вращаться вокруг оси рукояти.

Такая конструкция называется каракуридоме и предотвращает перекручивание привязанного шнура с кистью, который был обязательным атрибутом полицейского дзютте.

Интересной разновидностью дзютте является сикоми дзютте, что в переводе означает «обманчивый дзютте». Такой «дзютте с секретом» на первый взгляд практически неотличим от обычного, однако благодаря своей конструкции обладает новыми свойствами. Наиболее распространенным вариантом был нож, скрытый в рукояти. Встречался также дзютте, в полом стержне которого была спрятана цепь с грузом на конце. В нужный момент владелец мог выпустить цепь и опутать ею оружие противника. В конце периода Эдо появился тэппо дзютте (стреляющий дзютте), стержень которого представлял собой ствол, с запальным отверстием, расположенным под крюком каги. Порох поджигали с помощью фитиля или курительной трубки. Выстрел из такого дзютте мог быть сигналом к началу операции или использоваться для отвлечения внимания задерживаемого на манер современной светошумовой гранаты.

Согласно установленной процедуре полицейский, производящий арест, должен был поднять дзютте перед собой на уровень лица и произнести: «Государственное дело», что фактически означало «Вы арестованы». Дальше могло последовать предупреждение: «Не пытайтесь сбежать или сопротивляться». Таким образом, демонстрация дзютте задерживаемому была равносильна современному предъявлению служебного удостоверения сотрудника МВД.

Для того чтобы сделать дзютте более заметным во время задержаний в темное время суток, его стержень покрывали гиннагаси (сравнительно дешевой амальгамой серебра) и полировали. Дзютте же высокопоставленных полицейских чиновников могли быть покрыты чистым серебром. Именно от этого происходит одно из жаргонных названий дзютте —гинбо, то есть «серебряная палка».

Зачастую к рукояти дзютте крепился короткий шнур с кистью на конце. Цвет кисти являлся своеобразным знаком различия, показывающим место полицейского в иерархии, а в некоторых случаях и его специализацию. Кисти черного цвета соответствовали самому низшему рангу и были привязаны к дзютте патрульных не самурайского происхождения (согласно некоторым источникам, им вообще запрещалось иметь кисть на дзютте). Полицейские среднего звена носили на своих дзютте кисти оранжево - красного цвета, а высокие чины —фиолетовые. За особые личные заслуги полицейский мог быть награжден правом носить пурпурную кисть на своем дзютте. Белые кисти были отличительным знаком отряда, расследовавшего поджоги и групповые грабежи. Существуют также упоминания об использовании кистей зеленого и голубого цвета для выделения специализированных групп полицейских.

Помимо полиции дзютте носили аратаме —государственные инспекторы, в том числе инспекторы гостиниц и постоялых дворов, инспекторы зернохранилищ и т.п. Дзютте играл роль служебного удостоверения не только при аресте, как сказано выше, но и при проходе на охраняемую территорию. Поскольку дзютте чаще всего носили за поясом или отворотом кимоно, то для идентификации обычно нужно было полностью или хотя бы частично извлечь, вытащить дзютте и продемонстрировать караульному. Чтобы не утруждать себя этим и сделать дзютте более заметным, аратаме обычно носили дзютте с полированными латунными накладками на рукояти. Очевидно, что для государственных инспекторов дзютте были всего лишь знаком отличия государственного служащего. Поэтому неудивительно, что зачастую их дзютте были просто декоративной имитацией.

Первоначально полиция не имела собственной школы дзюттедзюцу. Для обучения патрульных время от времени приглашались именитые мастера из разных школ. В начале XVIII века Камей Сонроку Сигемура, мастер школы Ягьюрю, проанализировал несколько десятков школ дзюттедзюцу и создал полицейскую систему работы с дзютте. В 1723 году указом Есимуне, восьмого сегуна династии Токугава, система,

созданная мастером Сигемура, была утверждена в качестве составной части программы подготовки полицейских.

При работе с дзютте используются два основных хвата: прямой —намите, при котором стержень дзютте является продолжением руки, и обратный —сакате, при котором стержень направлен к локтю и лежит вдоль предплечья. В обоих вариантах хвата рекомендовалось удерживать рукоять так, чтобы между кистью руки и крюком каги было свободное пространство на ширину двух пальцев. Такое удержание призвано обезопасить кисть в случае приема мощного удара в развилку крюка. В некоторых школах дзюттедзюцу используется еще и третий вид хвата —хват за стержень, позволяющий использовать крюк как своеобразный багор. Однако в полицейскую систему работы с дзютте этот метод не был включен, так как был расценен как излишне рискованный.

С точки зрения техники применения дзютте, несмотря на внешнюю примитивность, является весьма разноплановым оружием. С помощью стрежня дзютте можно не только блокировать, парировать и бить. Его можно использовать для проведения бросков и болевых приемов. Концом стержня и навершием рукояти наносят тычковые удары. Крюком можно зацеплять оружие, одежду и пальцы противника (в основном чтобы не дать ему извлечь меч из ножен).

В основе ударной техники полицейской системы лежала концепция наеру, что в переводе означает «ослаблять» или «парализовывать». Удары преимущественно наносились по нервным центрам и мышцам конечностей, чтобы обездвижить задерживаемого и сделать его неспособным активно сопротивляться. Удары в голову и шею были под запретом, поскольку по закону полицейские при аресте не должны были серьезно ранить или тем более убить задерживаемого.

Значительная часть арсенала приемов с дзютте направлена на противодействие клинковому оружию, в первую очередь мечу. Гравюры укиёэ и фильмы жанра чамбара («самурайские» боевики) часто рисуют героический образ полицейского, отбивающего с помощью дзютте удар меча, а затем легко обезоруживающего своего противника. Судя по историческим документам, таким, например, как записи о деятельности полиции, в реальности все обстояло несколько иначе. Тактика применения дзютте против человека, вооруженного мечом, основывалась на стремительном сближении и атаке до того момента, как меч будет полностью извлечен из ножен. Основной целью такой атаки являлась вынимающая меч рука, по которой с помощью дзютте наносился парализующий удар. Практически одновременно с этим полицейский свободной левой рукой делал захват, который позволял контролировать вооруженную руку и являлся отправной точкой для дальнейшего обезоруживания задерживаемого.

Если же задерживаемый уже достал меч, то в ход вначале шли другие средства, например цепи с грузами на концах и три классических инструмента ареста: сасумата (двузубые вилы), содегарами (багор с несколькими крючьями) и цукубо (копье с большим Т - образным наконечником). На открытом пространстве задерживаемого лишали маневра, задвигая его повозками и пожарными лестницами (хашиго). С помощью вил сасумата и копий цукубо его старались обездвижить, прижав его тело или конечности к преграде или земле. Багром содегарами зацепляли одежду, в первую очередь, конечно, рукава задерживаемого. Цепями опутывали его руки и оружие. При таком сценарии дзютте мог быть использован только в финальной фазе для обезоруживания и связывания, а мог и вообще не понадобиться.

Распространенный миф, кочующий из одного описания в другое, говорит о том, что с помощью дзютте можно было сломать клинок, пойманный в развилку между крюком и стержнем дзютте. Учитывая прочность меча и общий рисунок боя, такое представляется по меньшей мере маловероятным. Как показывает анализ техники школы Масакирю (а именно она сохранила до наших дней приемы из полицейской системы работы дзютте), клинок защемляли крюком со стороны обуха на той фазе, пока меч еще не был полностью извлечен из ножен или когда он уже был опутан цепью. Как только клинок оказывался в развилке, полицейский взрывным движением проворачивал меч в руках задерживаемого, используя рукоять дзютте как рычаг. Такое движение в сочетании с техникой, применяемой свободной рукой, помогало вырвать меч из рук задерживаемого.

Дзютте мог применяться не только самостоятельно, но и в паре с одним из других средств, традиционно использовавшихся при задержании. В таких случаях дзютте брали в левую руку, а в правой удерживали основное оружие. Роль дзютте изменялась в зависимости оттого, какое именно оружие было в правой руке. Например, в паре с металлической дубинкой дзютте использовался преимущественно для блокирования и захватывания оружия противника с помощью крюка. А в паре с цепью с грузами на концах дзютте играл роль дубинки, которой наносили удары после того, как цепь опутает оружие или конечности задерживаемого. Дзютте также мог применяться в сочетании с веревкой для удержаний и болевых контролей при связывании.

Полиция официально прекратила использование дзютте только во второй половине XIX века, однако некоторые полицейские по собственной инициативе продолжали их использовать и в первой половине XX века.

В 1961 году японская полиция в качестве эксперимента начала использовать телескопические дубинки токусу кейбо. По сути, это был складной вариант дзютте, что видно даже по их второму названию —тоби даси дзютте (выпрыгивающий дзютте). При нажатии на спусковой рычаг дубинка раскрывалась под действием внутренней пружины и удерживалась в раскрытом состоянии фрикционными замками. Вариант токусу кейбо для агентов в штатском весил 290 граммов, в сложенном состоянии имел длину 150 мм, а в разложенном —345 мм. Полицейские отряды особого назначения получили дубинку, в раскрытом состоянии достигающую 514мм в длину и весившую 590 граммов. Техника применения токусу кейбо, включенная в программу обучения полиции, была разработана Симизу Такадзи, 25 - м патриархом школы Синдо Мусорю, и четырьмя его старшими учениками. Типовой сценарий применения токусу кейбо выглядит следующим образом: полицейский наносит удар дубинкой по атакующей конечности задерживаемого (либо по его руке, удерживающей оружие). Затем, с помощью того или иного приема, он сваливает задерживаемого на землю. Далее следует удар дубинкой по корпусу, призванный предотвратить дальнейшее сопротивление. После чего задерживаемого связывают или надевают на него наручники. В 1966 году, после пяти лет опытной эксплуатации телескопический дзютте был официально принят японской полицией на вооружение. В начале 1980 - х американская компания Armament Systems and Procedures (ASP), взяв за основу конструкцию токусу кейбо, наладила массовый выпуск телескопических дубинок в США. В настоящее время телескопические дубинки используются сотрудниками правоохранительных органов и силовых структур многих стран. Таким образом, дзютте уже четыреста лет остается в строю специальных средств, применяемых полицией для выполнения служебных задач. Подобное долгожительство в нашем изменчивом мире не может не вызывать уважения.



Добавил maksim 20-11-2010 19:16 Просмотров: 1122
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:

обновить, если не виден код
Введите код: